В Беларуси моря нет, а отдохнуть хочется. Самое близкое к нам теплое море – это Черное, на территории Украины. Можно поехать на Балтику, но там часто бывает прохладно и туда нужны визы. Можно поехать на Черноморское побережье Кавказа, но это дольше и дороже. Поэтому если вы планируете отправиться в отпуск на автомобиле, самый простой вариант – Одесса и ее окрестности. Туда мы и поехали, чтобы составить гид для отдыхающего белоруса.
По слухам, весь путь к Черному морю можно проделать менее чем за сутки, а с дорогами сейчас проблем нет. Вот и проверим. Стартуем!
https://www.youtube.com/watch?v=ci59i0VTMfQ&feature=youtu.be
43 секунды видео, которые заряжены на ваше лучшее автопутешествие к морю. Пристегните ремни!
На чем едем?
Новое поколение Hyundai Accent сейчас по-настоящему крупный автомобиль. Это уже не бюджетник, а машина класса Toyota Corolla. Размер колесной базы – как у любимых белорусами VW Passat B3/B4!
К теплому Черному морю мы едем на Hyundai Accent (https://hyundai.by/showroom/cars/accent/highlights/) в комплектации Elegance со 123-сильным 1,6-литровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль оснащен климат-контролем, круиз-контролем и имеет такую полезную опцию, как подсветка поворотов. Это хорошо оснащенный современный автомобиль с просторным салоном и вместительным багажником. Не «бюджетник» - сто процентов. Машина ощущается классом выше, таковой и является: новое поколение «перешагнуло» в другой класс.
Стоимость аналогичной машины у белорусского дилера Hyundai – компании “Хёндэ АвтоГрад” (https://hyundai.by/) – 30 800 BYN, что с учетом размеров и оснащения достойное предложение. По меркам класса есть все, даже умная мультимедиа с большим экраном, которая поддерживает Android Auto и Apple Car Play.
По какому маршруту ехать?
Если вы собрались на Черноморское побережье Украины, у вас на выбор есть два основных маршрута – условно через Мозырь и через Гомель. Они почти одинаковы по расстоянию. Первый идет в объезд Киева, что позволяет избежать задержки в киевских пробках, но значительная часть «объездного» маршрута – это региональные дороги. Зная, какими плохими они могут быть в Украине, решили не рисковать и поехать вторым маршрутом, через Киев.
Рассчитываем, что время, потраченное на пробки, компенсируем высокой скоростью движения по хорошей дороге. А так как сайт Госпогранкомитета сообщил, что очередей в пункте пропуска Новая Гута нет, то сомнений в выборе маршрута не осталось.
Время в пути из Минска до поворота на Е95 по недавно отремонтированной гомельской трассе М5 пролетело незаметно. Неожиданностью для нас стал только ремонт моста через Сож: в итоге пришлось свернуть с Е95 и двигаться к границе в объезд непосредственно через Гомель.
На белорусских дорогах Accent радует скромным аппетитом – около 5,5–6 литров на 100 км. Сказываются жесткие ограничения скорости. В Украине расход топлива немного подрос: ты либо объезжаешь ямы, либо летишь более 130 км/ч.
Первый большой привал мы советуем сделать непосредственно перед пограничным переходом – на большой современной заправке “Белоруснефть”. Здесь можно вполне сносно поесть – имеется своя кухня с горячей едой не из микроволновки – и заправиться сравнительно дешевым белорусским топливом: разница в стоимости литра АИ-95 между Беларусью и Украиной примерно $0,3.
Очередей на границе с белорусской стороны действительно не было. Если бы нам не пришлось декларировать съемочное оборудование (а именно квадрокоптеры), то вся процедура заняла бы не более получаса. Автомобили по зеленому коридору проходили почти без заминки.
Пограничный и таможенный контроль при въезде в Украину тоже мог быть быстрым и безболезненным, но наличие в экипаже гражданина России, а также съемочное оборудование вызвали серьезные подозрения со стороны украинских пограничников, а затем и СБУ. Поэтому здесь мы провели больше двух часов, отвечая на вопросы о целях визита в Украину – вместе и каждый по отдельности. В общем, коптеры и дорогую съемочную аппаратуру лучше с собой не брать, если хотите быстро пройти границу.
А вот при возвращении в Беларусь пришлось постоять в очереди, которая усугублялась наличием туристических автобусов.
Но! Если ехать без сложного съемочного оборудования и без гражданина России – пройти границу можно быстро, буквально за час. Опять же – если повезет и на пункт пропуска не прибудет сразу несколько туристических автобусов.
Полезные ссылки
Очереди на границе с белорусской стороны (https://www.gpk.gov.by/situation-at-the-border/)
Очереди на границе с украинской стороны
Проверить наличие запрета на выезд из Беларуси (нужно зарегистрироваться)
__________________________________________________________________
От границы до Киева
Трасса Е95 на территории Украины не может похвастаться стабильным качеством дорожного покрытия. Асфальт то хороший, то плохой! Белорусские дорожники недавно сделали отличный ремонт на большом участке дороги в районе Чернигова. Тут и ровный асфальт, и прекрасная разметка – ехать одно удовольствие. Но чем ближе к Киеву, тем хуже становится дорога: можно и яму размером с колесо поймать. Поэтому нужно быть внимательным и осторожным. Особенно в темное время суток. У нас проблем не было: подвеска крепкая, удар держит. Шины и диски тоже остались целы. Но на автомобиле с европейской подвеской или низкопрофильной резиной нужно быть очень аккуратным.
Очень понравилась панель приборов Hyundai Accent. Цифры крупные, хорошо читаются. Фары тоже неплохи: есть функция “заглядывания” в поворот, плюс мощные противотуманки.
Особая тема в Украине – пешеходы-невидимки и дорожные знаки, созданные по технологии “стелс”, которые не отражают свет: в темноте их заметить сложно. Здесь очень выручали противотуманные фары Hyundai Accent, которые делали освещенную зону значительно шире, позволяя видеть обочину, а также была не лишней подсветка поворотов, которая при маневрировании “открывала глаза” на доселе невидимое. А маневрировать иногда приходилось часто.
Оптике – зачет! Сильный ближний свет фар и очень хороший дальний позволили ночью ехать быстро и безопасно.
Въезжая в Киев со стороны Броваров, нужно быть готовым к пробке – ремонт дороги. Поэтому рекомендуем внимательно изучить развязки в районе метромоста заранее. Запутаться там легко. Тем более навигаторы – что Google Maps, что Navitel – дают крайне противоречивые рекомендации. Есть риск отправиться в многокилометровый объезд и потерять еще больше времени в киевских пробках.
Киев – это пробки. Если хотите ехать, а не стоять, лучше объехать столицу стороной. Но качество объездных дорог – не очень.
Если вы предпочитаете Яндекс.Карты, то заранее скачайте их себе на телефон: во-первых, в Украине этот российский сервис заблокирован и в режиме онлайн вы им пользоваться не сможете, а во-вторых, будет возможность пользоваться ими даже без интернета. А в качестве альтернативы можно использовать офлайн-карты Maps.me. В общем, проработайте маршрут заранее! Сейчас в Украине активно строятся и ремонтируются дороги, поэтому нужно быть готовыми к ориентированию на местности.
Мобильная связь и интернет
Купить украинскую сим-карту – не проблема. Сделать это можно почти на каждой заправке или в придорожном магазине. Паспорт для этого не нужен. Выбираете понравившегося оператора (в нашем случае это был “Киевстар”), платите в кассу примерно доллар, пополняете счет еще на четыре доллара – карты экспресс-оплаты продаются здесь же – и уже через пару минут пользуетесь телефоном и интернетом. Кстати, 4G здесь отличный – не в пример быстрее, чем в Беларуси.
____________________________________________________________________
Киев – Умань
Дорога от Киева до Одессы – почти автобан. Украинцы летают по нему, как по немецкому.
Ремонт выезда из Киева в сторону Одессы в этом году практически завершен. Поэтому покидать столицу вы будете по прекрасной четырехполосной дороге с бетонным разделителем. Разрешенная скорость на этом отрезке пути 110 км/ч. Но обращайте внимание на знаки – сразу после Киева дорога проходит через ряд населенных пунктов. В них, конечно же, действует ограничение скорости и работают экипажи дорожной полиции. Получить штраф за превышение здесь легко. И пусть вас не смущают местные, которые пролетают населенные пункты не снижая скорость. Для сотрудника полиции отговорка “все летели, и я летел” не работает. Придется расстаться с суммой, эквивалентной 20–40 BYN. Правда, на превышение скорости в пределах 20 км/ч полиция часто не обращает внимания.
Hyundai Accent на трассе – в своей стихии. Приемистый и тяговитый мотор, 6-ступенчатая коробка передач позволяют часами ехать на круизе без переключений и с хорошей экономичностью. 6-я передача нормально «вытягивает» даже с 80 км/ч! Отсюда и очень небольшой расход топлива.
Если планируете перекусить на скорую руку по дороге, рекомендуем сделать привал на АЗС азербайджанской сети Socar – здесь вас угостят блюдами восточной кухни в Buta Cafe. Вкусно и недорого. А привычные нам французские хот-доги есть почти на каждой сетевой АЗС.
Более основательно поесть на выезде из Киева можно в заведении “Бистро пекаря” (https://bistropekarya.com.ua/) – примерно в 20 км от города справа по ходу движения. Здесь замечательные первые и вторые блюда и не менее вкусные салаты. Мы выбрали борщ и салат “Лардон” – его особенно рекомендовали официанты. За такой обед мы заплатили 70 BYN на троих. Крайне рекомендуем, если вы не сильно экономите и спешите.
Еда в Украине традиционно вкусная и недорогая. Порции огромные, готовят с душой, поэтому любители поесть будут очень довольны.
Примерно до Белой Церкви дорога радует ровным асфальтом. А вот после Белой Церкви и до самой Умани, наверное, самый неприятный участок дороги к морю. Ямы, выбоины, заплатки – все это здесь встречается в большом количестве. Поэтому приходилось проявлять особую осторожность и часто снижать скорость, опасаясь повредить диски и подвеску.
Встречаются и такие участки, где хороший асфальт чередуется с плохим. Поэтому, как и раньше, на украинских дорогах нужно быть очень внимательным. Особенно если у машины низкопрофильная резина.
Впрочем, с этим участком пути наш Hyundai Accent справился без проблем: подвеска энергоемкая. А на хороших участках дороги мы вместе с украинцами весело разгонялись до автобанных скоростей: все едут – и мы ехали. На большой скорости машина ведет себя очень стабильно, по-немецки. Даже на 150 км/ч чувствуешь себя комфортно.
Заправки в Украине
На вопрос, где безопасно заправляться в Украине, местные жители рекомендуют выбирать большие сетевые АЗС: Shell, Amic, БРСМ, Socar, WOG. Стоимость топлива на них будет чуть выше, но зато и его качество стабильно высокое. За литр 95-го бензина мы платили 30,29 - 30,99 гривен (2,37 - 2,43 BYN). Хотя можно найти и дешевле – нам встречалась цена в 27,49 гривен (2,15 BYN). Но, как говорят сами украинцы, тут уж на свой страх и риск. Особый случай – придорожные продавцы солярки. Но это, на наш взгляд, выбор совершенно отчаянных.
Умань – Одесса
Наконец-то автобан! В Украине есть и такие дороги, быстрые и безопасные.
После Умани начинается самый красивый и интересный участок пути к Черному морю. Длинные подъемы и спуски, живописные степные виды на десятки километров вокруг. Дорога четырехполосная и вполне приличная: ровное покрытие без резких поворотов и хорошая видимость. Его мы проскочили почти без остановок на шестой передаче – здесь Hyundai Accent показал себя во всей красе. Тяговитый мотор позволяет не переключаться на пониженную передачу на затяжных подъемах, а круиз-контроль дает возможность поддерживать постоянную крейсерскую скорость. К слову, мотора 1,6 хватает авто за глаза: даже полностью загруженная машина разгоняется очень бодро.
Конечно, одно из самых ярких впечатлений дороги – это огромный Хаджибейский лиман, который протянулся на 50 км в глубь побережья. Увидите его после очередного подъема – считайте, что почти добрались. Еще немного, и вас гостеприимно встретит Одесса.
Итого
Чистое время, проведенное в пути из Минска в Одессу, составило чуть больше 16 часов. Если прибавить время, потраченное на прохождение границы, получается 18 с половиной часов. Поэтому все теории верны: за 15–19 часов можно легко добраться от Минска к морю.
Бюджет поездки
Топливо (АИ-95) – 140 BYN
Зеленая карта (на 15 дней) – 11,5 BYN
Медицинская страховка (на одного человека) – 11,5 BYN
Если рассчитать на четверых (семья с двумя детьми), то стоимость дороги в одну сторону составит примерно 50 BYN на одного человека. Если прибавить стоимость топлива на обратную дорогу (примерно 180 BYN – в Украине бензин дороже), то стоимость поездки из расчета на одного человека для семьи из четырех человек составит менее 100 BYN. Вполне экономичный вариант! Поездка на Черное море на автомобиле – быстрый, недорогой и интересный вариант. Почему интересный – следите за сайтом и читайте в наших следующих публикациях!